Методологическую основу организации образовательного процесса составляют компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Компетентностный подход в образовании в соответствии с ФГОС ВПО определяет требования к подготовке специалиста в виде сформированности у будущего специалиста профессиональных и общекультурных компетенций, конкретизация которых проецируется на требования к содержанию учебных планов, рабочих программ, образовательных технологий, оценочных процедур.

Личностно-ориентированный подход определяет студента как субъекта образовательной деятельности и рассматривает своей главной целью создание условий его развития с учетом его индивидуальности.

Деятельностный подход определяет необходимость преимущественного использования активных технологий в обучении, обеспечивающих интеллектуальное и личностное развитие студента.

Опираясь на исследования А. Г. Мордковича, Г. А. Муканкина, Е. Б. Петровой, В. Д. Львовой и других ученых, определены принципы, составляющие теоретические основы проектирования образовательного процесса:

  • ведущей идеи, выражающейся в ориентации образовательного процесса (его содержание, технологий, форм организации) на формирование проектировочно-внедренческой компетентности;
  • непрерывности и преемственности в процессе реализации ведущей идеи посредством непрерывного осуществления студентами проектной деятельности в течение всего периода обучения с последовательным повышением уровня сложности проектов, приближения их содержания к реальным профессиональным проблемам;
  • фундаментальности и научности, способствующие созданию когнитивной составляющей формируемой компетентности и опережающего развития личности студента;
  • межпредметных связей и профессиональной направленности, показывающих значимость и ценность формируемой компетентности в будущей профессиональной деятельности;
  • активности и самостоятельности студентов как степень участия их в образовательном процессе на основе использования интерактивных методов обучения;
  • индивидуализации и дифференциации, определяющие личностную ориентацию образовательного процесса на особенности и способности студентов;
  • информатизации всех форм образовательного процесса адекватно информатизации общества и особенностей современного студента как представителя «цифрового поколения».

Реализация названных выше принципов, определяющих теоретические основы и проектирования образовательного процесса, предполагает переход к инновационному содержательно и организационно построенному процессу образования и ставит перед профессорско-преподавательским составом следующие задачи:

  1. Рассмотреть возможность содержания дисциплины на предмет повышения активности и самостоятельности студента в обучении через такое представление этого содержания, которое, являясь проблемным, позволяет осуществлять проектную деятельность, интерактивное взаимодействие и освоить фундаментальные знания в соответствии с ФГОС ВПО.
  2. Выявить содержательное наполнение в рамках своей дисциплины компонент проектировочно-внедренческой компетентности (умение работать с информацией, умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, используя базовые исследовательские умения и др.), определить содержание и технологии их формирования в каждой дисциплине учебного плана, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.
  3. Разработать темы проектных заданий профессиональной направленности на междисциплинарном содержании разного уровня сложности, позволяющие индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс и информационно-методическое обеспечение их выполнения; oпределить цели и содержание непрерывной практики студентов, в том числе и на территории предприятия.
  4. Провести анализ информатизации образовательного процесса по дисциплине, его интерактивные возможности обосновать необходимость и достаточность этого процесса, а так же программы его совершенствования.